Мир информации или, если говорить более сложно, вселенная средств массовой информации иногда следует странным правилам. Когда на повестку дня выходит какой-либо актуальный вопрос, проблема или ситуация, информация о них заполняет собой все полосы газет и телеэкраны, тревожит, все говорят об этих событиях. В этот момент информация становится одновременно и более богатой и более бедной, более сложной и более простой. Поток известий нарастает, а анализ, дискуссии, комментарии все сильнее разнятся по смыслу, становятся более острыми и непримиримыми. Сегодня мы видим это на примере темы, которая держит всех в подвешенном состоянии: ислам и Запад (более-менее христианский), интеграция или конфликт цивилизаций и религий.
Если посмотреть на таким образом определенный сценарий, то поневоле подумаешь, что лобовое столкновение неизбежно. Азиатский ислам (Сирия-Ирак-Иран, Пакистан-Афганистан, которые на устах у всех), африканский ислам средиземноморского побережья, а также Нигерия, Судан, дальше к югу Сомали могут оправдать любой пессимизм, привести к очень жесткому к нему отношению (ислам на Балканах — это тоже не шутка). Недавние проявления враждебности против христиан-коптов в Египте тоже не смягчают привычный имидж исламского мира. Но должны ли мы действительно фаталистически смириться с такой мрачной панорамой ненависти и крови, почти с возвращением к тем временам, о которых еще сегодня помнят жители побережья половины Италии, когда восклицание «Мама, там турки!» было привычным. Значит, только такому миру мы должны противостоять? Нет, смиряться с этим нельзя. А есть ли у нас решение вопроса? Готового и эффективного нет. Но мы любознательны. А любознательность, как известно, движет науку вперед. Например, для начала посмотрим, что пишут арабские газеты о том, что происходит в их странах? О чем можно прочитать в них день за днем, а не только когда случаются какие-либо события мирового значения? И не возражайте с умным видом: «Да что же вы действительно верите тому, о чем пишут газеты?». Конечно, газеты могут врать о любом событии, но не о себе, и опытный читатель всегда сумеет отличить правительственную газету от скандальной, газету, стоящую на намеренно миролюбивой позиции, от идеологически рассерженной газеты. Такой читатель всегда сможет сделать скидку на прочитанное и уловить, аккуратно сравнивая полученную из разных источников информацию, между строк и то, что намеренно замалчивается.
Читайте также: Какие планы вынашивает воинствующий ислам
Оставим в стороне все предрассудки и недоверие и окунемся в непосредственное исследование, купив какую-нибудь из арабских газет, которые продаются в журнальных киосках Генуи, в центре города и на вокзале. Возьмем каирскую газету «Аль-Ахрам», что переводится как «Пирамиды», а также иерусалимскую «Al Quds» (Святой город) (оба издания международные) или каирскую «Al Naba» (Новость). Не будем начинать чтения с первой страницы, потому что она рассказывает об уже известных нам новостях (эти арабские газеты всегда приходят с опозданием на день), начнем с последних. Почему же с последних? Да потому что мы, наконец-то, сможем узнать что-то конкретное, необычное об этом отличном от нашего мире, который мы тем не менее должны знать: что-то из повседневной нормальной жизни обычных людей, живущих обычной жизнью. Ну, вот на странице, посвященной радио, телевидению, кино, спектаклям выделяется привлекательный заголовок: «Куда пойти сегодня вечером?» В списке мы находим широко рекламируемый фильм о Шерлоке Холмсе, репортажи из Голливуда о той или иной диве, например, о Николь Кидман и других, что они делают, что будут делать, несколько невинных сплетен, прекрасные фотографии улыбающихся женских лиц, открытых, а не в бурке или парандже. Сообщается о ближайшем открытии выставки молодых художников, о спектакле итальянского балета, о присутствии в Каире одной знаменитой театральной актрисы и так далее. Здесь уместно задать себе вопрос: для какого типа читателей публикуются все эти новости, к каким социальным слоям обращается газета? Может быть, к тем, которые в недавней избирательной хронике относились к либералам, противопоставленным Братьям-мусульманам или салафитам, представителям традиционного течения в египетском исламе?
Но не будем спешить. Поставим вновь этот вопрос, когда просмотрим газеты страницу за страницей в поисках доказательств против очевидного и банального. Остановимся на странице, посвященной культуре. Здесь мы найдем статью о шведском писателе, получившем в прошлом году Нобелевскую премию по литературе, здесь же приводится полный арабский перевод одного из его произведений. А вот здесь помещено интервью одного профессора философии из Каирского университета, который резко критикует доктрины суфизма, мистического течения в исламе. В другой день в другой газете находим целую страницу стихов, присланных читателями, мужчинами и женщинами различного происхождения. Я помню, что два стихотворения были очень хороши. По ассоциации идей процитирую сейчас постоянную рубрику в газете «Аль-Ахрам»: письма в редакцию, в которых высказываются самые разные точки зрения, непосредственные наблюдения, критика и различные суждения, например о Мубараке и его семье, есть тревожные вопросы типа «куда идет Египет?», есть требования («мы нуждаемся в демократии»). Попутно мы обнаруживаем, что в арабском языке нет собственных терминов для демократии и диктатуры (dimuqratìa,diktaturìa). Потом есть такие рубрики как «разное», «люди», в которых рассказывается о привычках и обычаях простых смертных обычными комментаторами.
Еще по теме: Исламисты нового толка?
Если мы от этой информации не первого плана, но которая заставляет нас предствить себе нормальную человеческую среду, а не фанатиков и фундаменталистов с кинжалами между зубами, взрывчаткой в поясах и со смертельной ненавистью к Западу, перейдем к более серьезным страницам, то наш интерес к чтению не уменьшится, самые актуальные и злободневные темы изложены ясно и без истерики. Несколько месяцев тому назад целая страница в газете «Аль-Ахрам» была посвящена отношениям между христианами-коптами и мусульманами с интервью различных представителей двух религий по поводу инициативы издания закона в защиту коптов. Приводился мирный обмен мнениями, который не оспаривал глубинных различий. Впоследствии, когда случились тяжелые эпизоды поджога коптских церквей мусульманскими экстремистами, университет Аль-Азхар, хранитель ортодоксального мусульманства выступил с осуждением этих актов, заявив, что такие действия несовместимы с Исламом. (Был и забавный эпизод во время последних выборов, когда мусульманский кандидат отправился в коптский квартал, потрясая распятием, в надежде завоевать голоса).
И, наконец, освещение событий, случившихся в Египте в последние месяцы, начиная с бурных манифестаций на площадях против Мубарака, постоянной регистрация контрастов между гражданскими и военными властями (Tantaui e Ganzuri) и вплоть до недавно завершившихся выборов, проведенных в несколько этапов, было сбалансированным и исчерпывающим. Оно подкреплялось множеством фотографий мужчин и женщин всех возрастов, стоящих в очередях на избирательные участки. Виден их энтузиазм («первые выборы после шестидесяти лет»). Осуществлялся контроль за правильностью голосования, оказывалась помощь старикам и инвалидам силами общества, чтобы все могли проголосовать. Если правда то, что энтузиазмом можно манипулировать, все-таки журналистская хроника не является вымыслом. Несколько дней тому назад на странице газеты «Аль-Ахрам» был крупный заголовок, гласивший «Дух революции побеждает!». Статья призывала к национальному согласию, установлению демократии и сотрудничеству между революционной молодежью и представителями народа.
Читайте также: Запад сталкивает Ближний Восток в пропасть радикального ислама
Следовательно, нужно убедить себя, что должен быть в этот деликатный момент отношений между европейским Западом и исламом южного берега Средиземного моря какой-то промежуточный вариант между недоверием и добродушием, между истерией и доброжелательной переоценкой все-таки имеющихся позитивных сигналов. Именно мы, итальянцы, можем внести свой вклад в то, чтобы корабль надежды не натолкнулся на скалы. Как можно больше прямой информации, как можно больше прямых знаний, личные контакты на социальном и культурном уровне (там будет арабская буржуазия!) - вот первые шаги, которые нужно сделать, чтобы избежать тупика столкновения цивилизаций. Цивилизации, если они таковыми являются, созданы для того, чтобы встречаться, а не сталкиваться!